Сен 19

транспортПочему в Анапе выгодно возить пассажиров маршруток по 8 руб., а в Москве – по 25?

Заблуждаемся ли мы сами  или нас старательно вводят в заблуждение — не знаю, но предлагаю подумать самим.

Проезд в Москве в маршрутке стоит 25 руб. Проезд в аналогичной маршрутке в регионах, как правило, стоит 6-8-10 руб., причем за эти деньги протяженность маршрута, как правило, больше.

Чтобы статья была предметной, сравниваем город-столицу Москву с ценой проезда 25 руб., и город-курорт Анапу, где проезд стоит 8 руб.

Затраты по провозу пассажиров по всей стране одинаковы: размер налогов, цена автомобилей  и бензина… А разница в цене билета огромна.

Нас кормят сказочкой о том, что зарплаты водителей очень сильно различаются в разных регионах, но на самом деле не так уж высоки зарплаты водителей в Москве.

В Анапе мы обратили внимание на то, что «газели» находятся в собственности самих водителей, в то время как в Москве они все принадлежат фирмам и предпринимателям (58 собственников), использующим наемных водителей.

То есть порядка 15 руб. из 25 – мы платим в карман собственнику автопарка, который отвоевал для себя право возить пассажиров по определенному маршруту.

Получается, в регионах — конкуренция перевозчиков, а в Москве — картельный сговор. Иначе чем можно объяснить, что цены на проезд в маршрутке постоянно повышаются – каждый раз после повышения цен Мосгортрансом на проезд в автобусе-трамвае-троллейбусе.

Есть очень простой способ снизить цену проезда в маршрутках – установить верхний предел цены проезда в Москве. Кому невыгодно – пусть уходят.

Практика других городов свидетельствует, что разумная цена держится в случае, когда водитель и собственник маршрутки – одно лицо, то есть при разумной конкуренции.

Не буду вдаваться в вопрос, почему бедные регионы могут себе позволить удерживать стоимость проезда в автобусе-трамвае-троллейбусе на уровне 8 руб., а небедная Москва стабильно повышает цену. Просматривается  банальная бесхозяйственность или коррупция.

А теперь на минутку представим, что могло бы быть, если бы вдруг, по щучьему велению (а без подписи мэра Москвы это вряд ли возможно), было определено, что цена  проезда в маршрутке не может превышать 12 руб.

В этом случае население, кроме студентов и пенсионеров (их проезд дотируется из бюджета) пересядет в маршрутки, Мосгортранс останется без пассажиров и вынужден будет пересмотреть и оптимизировать свои расходы, и снизит-таки завышенные цены на проезд.

Но этот способ недостижим в Москве, потому что эта маржа цен кормит кого-то важного. Ведь если бы кормила неважного – то давно бы навели порядок, привлекли бы антимонопольный комитет, наложили штрафы, возбудили уголовные дела…

Как бы то ни было, цена проезда в маршрутке складывается не из обоснованного расчета, как это должно быть, а привязана к ценовой политике монополиста — Мосгортранса. Пассажирам деваться некуда – им нужно ехать, и они поедут по цене Мосгортранса, если не будет более дешевого предложения. Собственники маршруток тоже понимают, что пассажирам нужно ехать, и что необязательно указывать экономически обоснованную цену за проезд – пассажиры предпочтут маршрутку  даже в случае, если цена будет равна или незначительно ниже, чем предложение монополиста.

Так сложилась абсурдная ситуация – в Москве проезд в автобусе-трамвае-троллейбусе стоит дороже, чем в более комфортном и быстром транспорте – маршрутке: покупая билет у водителя трамвая-троллейбуса, мы платим 28 руб. за 1 поездку вместо 25 руб. в маршрутке.

Вопрос, кто автор картельного сговора – собственники маршруток, которые удерживают цены на уровне, близком к ценам Мосгортранса, или в этом сговоре участвует также и Мосгортранс, который препятствует деятельности собственников маршруток, снижающих цены. Но в одном мы уверены – проезд в маршрутке за 6,8,10 и даже 12 руб. – это не убыточно.

Если верить информации, размещенной в интернете (задайте запрос в яндексе «перевозчики  маршрутного такси в Москве»), перевозчиков – собственников маршруток в Москве – всего 58. Это фирмы и индивидуальные предприниматели. На многомиллионный город – всего 58!

автор Неточка \\ теги: , ,


Написать ответ